2016.23.12. Потребительская кооперация в экономике.

⁠"Главный приоритет в экономическом развитии отдаётся малым местным масштабам, что позволяет населению самому себя обеспечивать большей частью необходимого, а также позволяет стране не ориентироваться на экспорт для получения денег на импорт, удовлетворяющий потребности. Также это позволяет стране взять контроль, за своей судьбой в свои руки» 

                                                    Тэд Трэйнер, австралийский университет Нового Южного Уэльса

      В западных странах не экономят на статистических исследованиях в области потребительского рынка, такое внимание легко объяснить - правильно используя статистику в области рыночных отношений многие компании достигают успеха и процветают. Еще в 2014 году компания YouGov, которая занимается профессиональным исследованием рынка, провела интересный опрос на тему: «Что такое Шеринговая экономика?» (от Sharing – делиться).

 

 

Классический пример Шеринговой экономики – когда владелец автомобиля по пути подсаживает попутчиков. Не путать с услугами такси, в Шеринговой экономике водитель попросту экономит на своей поездке, но не зарабатывает. В интернете уже существуют сервисы шеринговой экономики, например сайт BlaBlaCar для поиска попутчиков.

     Более интересная форма сокращения расходов, это набирающие популярность, сервисы совместных покупок.  Группе участников предлагается товар и возможность его приобретения по оптовой цене.  Инициативное лицо собирает деньги с заинтересованных лиц и закупает товар по оптовой цене, после чего рассылает его розничным покупателям. Группы по совместным покупкам создаются стихийно, на форумах и в социальных сетях, также появляются специализированные сайты. Люди объединяются и, доверяя друг другу, сокращают расходы.

     При малейших колебаниях в экономике, самая обсуждаемая тема в обществе, это стоимость продуктов, потом лекарства и топлива. А будет ли жизнеспособен проект, в котором  группа людей объединиться, например  в коллективном владении продуктового магазина и наполнения его продуктами питания по оптово-закупочным ценам? Оказывается да, и такая модель уже действует в Российской Федерации, в рамках хозяйствующих субъектов потребительские кооперативы1, и называются такие проекты «Стол заказов»2.

     Объединенная группа граждан, как правило, по территориальному признаку, регистрирует кооператив. Избранные кооперативным сообществом руководители ведут хозяйственную деятельность: открывают расчетный счет в банке для приема паевых взносов, арендуют помещение (импровизированный магазин), приобретают по заявке участников продукты питания по оптовым ценам. Контроль за финансовой деятельностью кооператива осуществляет, избранная участниками ревизионная комиссия.

    При ведении кооперативной деятельности важно соблюсти два основных правила:

Правило №1. Участие в проекте «Стол заказов» должно быть описано в доступной и понятной всем пайщикам форме.
Правило №2. Собранные деньги могут быть потрачены строго на уставную деятельность: на закупку товаров, оплату аренды мест выдачи товаров, оплату обслуживающего персонала и т.д. Важно, чтобы кооператив имел статус некоммерческого 3.

   Сейчас, проекты «Стол заказов», действуют спонтано и локально, чтобы запустить такой проект масштабно, нужны специалисты и время, лучший вариант - развернуться на платформе действующего супермаркета, при условии, что владелец готов частично или на партнерских отношениях  участвовать в кооперативном движении.

 

     Частичное участие в кооперативном движении.

Торгующее предприятие предоставляет кооперативу значительную скидку4, возможно даже под гарантии, сделанной кооперативом предоплаты и для гарантированного увеличения числа покупателей.

 

     Партнерское участие кооператива в действующем бизнесе.

Торгующее предприятие договаривается с кооперативом на ОЧЕНЬ значительную скидку3, под ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ сумму предоплаты за товар. Фактически, предприятие получает безпроцентный займ от кооператива в деньгах, а возвращиет его товаром.

 

     Но, самая справедливая цена за товар сложится в магазинах, принадлежащих его покупателям (потребительскому обществу), в которых товар произведен на производстве, принадлежащем этому же сообществу. В наценку товара будет включена только стоимость накладных расходов (аренда, зарплаты персоналу, коммунальные платежи), никакой прибыли! Чем больше паевой взнос участника в организацию работы магазина, тем меньше для него стоимость товара. Зачем инвестировать в депозит, когда можно инвестировать сразу в товар и получать «дивиденды» не деньгами, а товаром, ведь в конечом итоге важны не деньги, а товар. Роль денег в нашем мире нужно переосмыслить всему сообществу.

 

     Чтобы управлять финансовыми потоками участников кооператива, необходима собственная система паевого учета (аналог Mastercard), система должна иметь три основных параметра:

  1. Обрабатывать финансовые расчетные операции (транзакции);
  2. Начислять накопительную скидку в магазинах партнеров;
  3. Быть автономной и независимой от участия финансовых организаций;

 

     Наиболее благоприятные условия для НАРОДНОГО приобретения ритейл бизнеса сложились после референдума в Крыму, где часть украинских ритэйл собственников не прочь переориентировать свои активы на территорию Украины. Это может быть действительно народный проект, участниками которого станут жители Севастополя, Симферополя, других районов Крыма. На такой проект обратят внимание и грамотные инвесторы из других регионов страны, продукты питания - это надежная капитализация своих накоплений!

 

Примечания

  1. ФЗ 3085-1 О потребительских обществах и кооперативах.
  2. ФЗ 3085-1 ст.2 п.1 ..Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития.
  3. ГК РФ ст.50 п. 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 1) потребительских кооперативов
  4. ФЗ 135 (О защите конкуренции) ст.11 п.1 подраздел 1 о запрете скидок не действует, так как потребительское общество не продает товары и не может быть конкурентом хозяйствующему субъекту продающему товары.